Критическая ситуация в транспортной отрасли: спад продаж, отрицательная маржа и убытки компаний.
Ситуация на рынке грузовиков: отчёт РОАД о состоянии коммерческого транспорта
В ходе пресс-конференции ассоциации РОАД, прошедшей 4 декабря в Москве, обсуждались важные факты о состоянии рынка легкого коммерческого транспорта и его тяжелых разновидностях. По сообщениям вице-президента ассоциации Виталия Киселева, рынок среднетоннажных автомобилей (MCV) переживает сокращение численности, которое составляет 25% с 2016 года. Если в 2016 году в сфере было 2,3 миллиона автомобилей, то сейчас их осталась всего 1,727 миллиона. Заметим также, что средний возраст автомобилей постепенно увеличивается, достигнув почти 28 лет по данным на середину текущего года — особенно среди специализированной техники, которая порой служит дольше 30 лет.
Анализируя рынок тяжелых грузовиков, Максим Шишко из «Глобал Трак Сервис» сообщил о снижении доли китайских производителей до 53%, в то время как отечественные компании увеличили свою долю до 38%. Увеличение объемов сделок уменьшилось почти в половину, в связи с чем прогноз на 2025 год предлагает всего 46 тысяч проданных грузовых автомобилей для тяжелого сегмента.
Продажи тяжелой техники в 2023 году выросли до отметки в 125,7 тысячи единиц, однако уже сейчас наблюдается избыток автомобилей на складах, что ведет к падению цен. Данная ситуация вредит прибыльности, так как многие производители сталкиваются с отрицательной маржей, отчего снижает спрос на новые автомобили.
Ситуация затрудняется большими объемами «изъяток» – автомобилей, которые компании более не могут выплачивать. В результате растет интерес к подержанным машинам, тогда как новый сегмент неизменно остается под большим давлением.
Прогнозируется, что в будущем объемы продаж в сегменте HCV могут упасть до 4 тысяч единиц в месяц, что заметно ниже текущих показателей. Улучшение ситуации зависит от развития внешней политики и может стать решающим фактором для будущего сектора.
На первом месте в продажах HCV находится КАМАЗ с 12,6 тысяч автомобилей и долей на уровне 30,1%. За ним идут такие производители, как Sitrak и Shacman, которые конкурируют за свою долю на российском рынке.