Продление ЭПР: новая эра для автономных грузовиков в России
Правительство Российской Федерации объявило о продлении действия экспериментального правового режима (ЭПР), который позволяет эксплуатации беспилотных грузовиков на дорогах общего пользования. Об этом сообщают новости издания «Коммерсантъ».
ЭПР был введен в 2023 году с целью тестирования технологий автопилота. Изначально его срок истекал в конце 2025 года, однако новое постановление кабинета министров номер 1790 продлевает его до 2028 года.
Ранее действия экспериментальных норм ограничивались трассой М-11, проходящей от Москвы до Санкт-Петербурга, и ЦКАД. Однако теперь предполагается расширение сотрудничества с новыми регионами, включая Башкирию, Пермский край и Свердловскую область. Это решение вызвано тем, что в 2024 году большегрузы начнут ездить по обновленной трассе М-12, которая была продлена до Екатеринбурга.
Дополнительно вводится условие, по которому прототипы могут эксплуатироваться без присутствия инженера в салоне. Это правило касается исключительно машин, передвигающихся по трассе М-11 и ЦКАД. Ожидается, что полностью автономные грузовики станут доступны к 2026 году.
Строже стали требования к беспилотникам: теперь они обязаны уметь выполнять маневр минимального риска, который предназначен для снижения вероятности аварий в случае сбоев работы автопилота. После выполнения этого маневра автомобиль должен сам остановиться. Кроме того, владельцы высокоавтоматизированных транспортных средств теперь обязаны предоставлять отчеты правительству о количестве ДТП и частоте случаев, когда водитель забирал управление на себя в экстренных ситуациях.
Следует отметить, что беспилотные грузовики используются на трассе М-11 и ЦКАД на протяжении двух лет, обеспечивая коммерческие грузоперевозки. В настоящее время их парк насчитывает 90 автомобилей, являющихся разработками КАМАЗа и Navio.